Загрузка FreeBSD 5.0 на Sun машине через сеть

Anthony Volodkin <anthonyv@brainlink.com>

Введение

За последние годы порт FreeBSD-sparc64 привлек значительное внимание разработчиков. За годы было сделано многое; тем не менее, еще много предстоит сделать в области поддержки устройств и устойчивости. Одним из недостатков порта FreeBSD-sparc64 является недостаточная поддержка некоторых набортных устройств SCSI, которые используются на Sun Ultra 1, Ultra 2 и возможно других моделях. Это препятствует распознаванию FreeBSD присоединенных дисководов и, таким образом, загрузке с диска.

Для того, чтобы позволить разработчикам протестировать их код, особенно драйверы дисков, необходима загрузка машины без использования диска. FreeBSD Handbook описывает процедуру загрузки бездисковой рабочей станции, но это не полностью применимо к загрузке системы FreeBSD-sparc64 на машине, такой как Ultra 2. Решение ниже вовлекает использование TFTP и поддержку ядром корневого раздела, подмонтированного через NFS, для загрузки FreeBSD из сети.

Наш пример установки вовлек быструю i386 машину, работающую под управлением FreeBSD 4.7-RELEASE и Sun Ultra 2 с FreeBSD 5.0-DP2. Эта процедура применима к широкому диапазону аппаратного обеспечения Sun и будет работать с поздними выпусками FreeBSD 5.0.

Установка DHCPd

Сперва нам необходимо загрузить и установить isc-dhcpd 3.x на машину, которая также будет выступать в роли сервера TFTP/NFS. Вы можете обнаружить его в /usr/ports/net/isc-dhcp3/. После завершения основной конфигурации dhcpd, такой как определения подсети, диапазонов адресов IP, етс., мы можем приступить к добавлению раздела host для машины, загружающейся из сети.

Вот пример:

	host divine {
		hardware ethernet 08:00:20:89:cf:f3;
		option host-name "divine.local.non-standard.net";
		fixed-address 192.168.1.5;
		always-reply-rfc1048 on;
		filename "loader.nfs";
		next-server 192.168.1.3;
		option root-path "192.168.1.3:/storage3/sparc64-nfsroot";
	}

Поле filename указывает на имя файла, которое должно быть первоначально послано машине после ее первого DHCP/BOOTP запроса. Поле next-server определяет, какой сервер должен быть использован для загрузки ядра, используя TFTP или NFS. Опция root-path описывает, где расположено ядро на сервере NFS.

Установка TFTPd

Следующим шагом мы используем встроенный демон TFTP, который поставляется с FreeBSD. Тем не менее, конфигурация по умолчанию в /etc/inetd.conf в данном случае не будет работать правильно. Нарушения Доступа (даже пока соответствующие права доступа не были установлены) и другие ошибки происходят когда клиент запрашивает "/loader.nfs" вместо "loader.nfs" или наоборот. Для того, чтобы заставить это работать, мы должны модифицировать inetd.conf примерно следующим образом:

	tftp dgram udp wait root /usr/libexec/tftpd tftpd -l -s /tftpboot

Этим мы добиваемся цели, и запрос "/loader.nfs" становится идентичен "loader.nfs". Теперь все что нам нужно сделать, это получить loader.nfs и поместить его в директорию /tftpboot. Вы можете загрузить его с http://non-standard.net/freebsd/loader.nfs Для избежания каких-либо проблем с правами доступа, просто выполните следующее:

	chown -R nobody:nobody /tftpboot
	chmod -R 755 /tftpboot

Установка NFS

Теперь нам нужно загрузить ISO живой файловой системы с ftp://ftp.freebsd.org/pub/FreeBSD/ISO-IMAGES-sparc64/5.0-DP2-disc2.iso (используйте зеркало), и подмонтировать его, используя vnconfig. Обратите внимание, что vnconfig для FreeBSD 4.7 известен как mdconfig в FreeBSD 5.0-CURRENT.

	vnconfig vn0 5.0-DP2-disc2.iso  # ассоциируем vn0 с образом cd
	mount -t cd9660 /dev/vn0c /mnt  # монтируем образ

Скопируйте содержимое директории /mnt куда-нибудь на вашу машину. Простая команда cp будет работать; тем не менее, живая файловая система содержит символические ссылки, так что лучше использовать rsync.

	cd /storage3/sparc64-nfsroot    # переходим в будующую директорию nfsroot
	rsync --progress -avr /mnt/ .   # извлекаем содержимое
	umount /mnt
	vnconfig -u vn0

Создайте /etc/fstab в директории nfsroot (в данном случае это /storage3/sparc64-nfsroot) и добавьте в него следующую информацию:

	# Device Mountpoint FStype Options Dump Pass#
	192.168.1.3:/storage3/sparc64-nfsroot / nfs rw 0 0

Добавьте следующее к /etc/exports для разрешения машине, загружающейся из сети, монтировать ее корневую файловую систему из /storage3/sparc64-nfsroot:

	/storage3/sparc64-nfsroot -maproot=root 192.168.1.5

Запустите демоны NFS (Если в качестве сервера вы используете машину 5.0-CURRENT, воспользуйтесь командой rpcbind вместо portmap):

	portmap
	nfsd -u -t -n 4
	mountd -r
	rpc.statd
	rpc.lockd

Если вы также хотите запускать NFS в момент загрузки, добавьте следующее в /etc/rc.conf

	portmap_enable="YES"
	nfs_server_enable="YES"
	mountd_flags="-r"
	rpc_statd_enable="YES"
	rpc_lockd_enable="YES"

Теперь мы готовы к сборке выборочного ядра sparc64. Ядро GENERIC, находящееся на образе CD, не включает в себя опций, необходимых для успешной бездисковой загрузки. Мы должны получить исходники 5.0-CURRENT, используя cvsup (обратитесь к FreeBSD handbook для получения дальнейших инструкций) и отредактировать "/usr/src/sys/sparc64/conf/DIVINE" (DIVINE будет нашим ядром-примером), добавив следующее:

	options BOOTP # Использовать BOOTP для получения IP адреса/имени хоста
	options BOOTP_NFSROOT # Монтировать корневую файловую систему через NFS, 
	используя информацию BOOTP
	options BOOTP_NFSV3 # Использовать NFS v3 для монтирования корня NFS
	options BOOTP_COMPAT # Временное решение для прерванных демонов bootp.
	options BOOTP_WIRED_TO=hme0 # Использовать интерфейс fxp0 для BOOTP

Затем мы соберем ядро. На машине i386 возможно пересеченное компилирование sparc64 kernel/world:

	cd /usr/src/
	make TARGET_ARCH=sparc64 buildworld   # buildworld для порта sparc64 
	make TARGET_ARCH=sparc64 buildkernel  # собираем ядро sparc64

Когда этот процесс завершится, мы перенесем файлы:

	mv /storage3/sparc64-nfsroot/boot/kernel /storage3/sparc64-nfsroot/boot/kernel.GENERIC   
      # перемещаем дерево ядра по умолчанию в nfsroot в другое место
	mkdir /storage3/sparc64-nfsroot/boot/kernel                                              
      # создаем новую директорию kernel
	cp /usr/obj/sparc64/usr/src/sys/DIVINE/* /storage3/sparc64-nfsroot/boot/kernel/          
      # копируем ядро, равно как и модули, в новую директорию kernel 

Обратите внимание, что важно не делать cp -r, поскольку в директорию kernel будут скопированы ненужные для нас в данный момент исходники.

Загрузка Sun машины

Наконец, на приглашении OpenBoot введите следующее:

	ok (0) boot net:dhcp,192.168.1.3,loader.nfs

Этим мы укажем необходимость использования DHCP для получения адреса IP, затем для загрузки и выполнения loader.nfs с 192.168.1.3 через TFTP. После этого вы увидите обычное приглашение программы login. Если ваша Ultra 2 не поддерживает эти загрузочные опции, вы можете обновить программное обеспечение производителя (http://sunsolve.sun.com/).

Комментарии или исправления приветствуются на anthonyv@brainlink.com. Особая благодарность Jake Burkholder за его вклад.



Автор имеет все авторские права на эту статью.

Booting FreeBSD 5.0 on a Sun machine over the network

Anthony Volodkin <anthonyv@brainlink.com>

Introduction

In recent years, the FreeBSD-sparc64 port gathered significant attention among developers. A large amount of work has been done over the years; however, there is still a lot that must be accomplished in terms of device support and stability. One of the shortcomings of the FreeBSD-sparc64 port is the lack of support for some onboard SCSI devices that are used in Sun Ultra 1's, Ultra 2's, and possibly other models. This prevents FreeBSD from recognizing attached disk drives and thus booting from a disk.

To allow developers to test their code, especially disk drivers, it is necessary to boot the machine without using a disk. The FreeBSD Handbook describes the procedure for booting a diskless workstation, but that does not entirely apply to booting a FreeBSD-sparc64 system on a machine such as an Ultra 2. The solution below involves using TFTP and the kernel support for a NFS-mounted root partition to boot FreeBSD from the network.

Our example setup involves a fast i386 machine running FreeBSD 4.7-RELEASE and a Sun Ultra 2 with FreeBSD 5.0-DP2. This procedure is applicable to a wide range of Sun hardware and will work with later releases of the FreeBSD 5.0.

Setting up DHCPd

First, we need to download and install isc-dhcpd 3.x onto the machine that will also act as the TFTP/NFS server. You can find it in /usr/ports/net/isc-dhcp3/. After completeing the basic dhcpd configuration such as the subnet definitions, IP addressess ranges, etc., we can proceed with adding a host section for the netbooted machine.

Here is an example:

	host divine {
		hardware ethernet 08:00:20:89:cf:f3;
		option host-name "divine.local.non-standard.net";
		fixed-address 192.168.1.5;
		always-reply-rfc1048 on;
		filename "loader.nfs";
		next-server 192.168.1.3;
		option root-path "192.168.1.3:/storage3/sparc64-nfsroot";
	}

The filename field refers to the name of the file that should be originally sent to the machine after its first DHCP/BOOTP request. The next-server field specifies which server should be used for downloading the kernel using TFTP or NFS. The root-path option describes where the kernel is located on the NFS server.

Setting up TFTPd

In the next step we use the default TFTP daemon that comes with FreeBSD. However, the default configuration in /etc/inetd.conf does not work properly in this case. Access Violations (even while proper permissions are set) and other errors appear when a client requests "/loader.nfs" instead of "loader.nfs" or vice-versa. In order to make it work we have to modify inetd.conf to look like the following:

	tftp dgram udp wait root /usr/libexec/tftpd tftpd -l -s /tftpboot

This does the trick, and a request for "/loader.nfs" gets treated identically to "loader.nfs" Now all we need to do is to obtain loader.nfs and place it in the /tftpboot directory. You can download it from http://non-standard.net/freebsd/loader.nfs To avoid any permission problems just execute the following:

	chown -R nobody:nobody /tftpboot
	chmod -R 755 /tftpboot

Setting up NFS

Now we have to download the live-filesystem ISO from ftp://ftp.freebsd.org/pub/FreeBSD/ISO-IMAGES-sparc64/5.0-DP2-disc2.iso (use a mirror), and mount it using vnconfig. Note that vnconfig for FreeBSD 4.7 is known as mdconfig in FreeBSD 5.0-CURRENT.

	vnconfig vn0 5.0-DP2-disc2.iso  # associate vn0 with the cd image
	mount -t cd9660 /dev/vn0c /mnt  # mount the image

Copy the contents of /mnt directory somewhere on your machine. A simple cp will work; however, the live-filesystem contains symlinks so it is better to use rsync.

	cd /storage3/sparc64-nfsroot    # go into the future nfsroot directory
	rsync --progress -avr /mnt/ .   # extract contents 
	umount /mnt
	vnconfig -u vn0

Create a /etc/fstab in the nfsroot directory (in this case it is /storage3/sparc64-nfsroot) and add the following information to it:

	# Device Mountpoint FStype Options Dump Pass#
	192.168.1.3:/storage3/sparc64-nfsroot / nfs rw 0 0

Add the following to /etc/exports to enable the netbooted machine to mount its root filesystem from /storage3/sparc64-nfsroot:

	/storage3/sparc64-nfsroot -maproot=root 192.168.1.5

Start the NFS daemons (If you are using a 5.0-CURRENT machine as a server, use the rpcbind command instead of portmap):

	portmap
	nfsd -u -t -n 4
	mountd -r
	rpc.statd
	rpc.lockd

If you also want NFS to run upon bootup add the following to /etc/rc.conf

	portmap_enable="YES"
	nfs_server_enable="YES"
	mountd_flags="-r"
	rpc_statd_enable="YES"
	rpc_lockd_enable="YES"

Now we are ready to build a custom sparc64 kernel. The GENERIC one on the CD image does not include the options necessary for a successful diskless boot. We have to get the 5.0-CURRENT sources using cvsup (refer to the FreeBSD handbook for detailed instructions) and edit "/usr/src/sys/sparc64/conf/DIVINE" (DIVINE will be our sample kernel) and add the following:

	options BOOTP # Use BOOTP to obtain IP address/hostname
	options BOOTP_NFSROOT # NFS mount root filesystem using BOOTP info
	options BOOTP_NFSV3 # Use NFS v3 to NFS mount root
	options BOOTP_COMPAT # Workaround for broken bootp daemons.
	options BOOTP_WIRED_TO=hme0 # Use interface fxp0 for BOOTP

Then we build the kernel. It is possible to cross-compile a sparc64 kernel/world on a i386 machine:

	cd /usr/src/
	make TARGET_ARCH=sparc64 buildworld   # buildworld for the sparc64 port
	make TARGET_ARCH=sparc64 buildkernel  # build the sparc64 kernel

When this is completed, we will move the files:

	mv /storage3/sparc64-nfsroot/boot/kernel /storage3/sparc64-nfsroot/boot/kernel.GENERIC   # move the default kernel tree in the nfsroot to another location
	mkdir /storage3/sparc64-nfsroot/boot/kernel                                              # make new kernel directory
	cp /usr/obj/sparc64/usr/src/sys/DIVINE/* /storage3/sparc64-nfsroot/boot/kernel/          # copy the kernel as well as the modules into the new kernel directory

Note that it's important not to do a cp -r, because then a whole bunch of unnecessary parts of the source will be copied into the kernel directory.

Booting the Sun machine

Finally, at the OpenBoot prompt enter the following:

	ok (0) boot net:dhcp,192.168.1.3,loader.nfs

This will use DHCP to get an IP address and then download and execute loader.nfs from 192.168.1.3 via TFTP. After this, you will see a normal login prompt. If your Ultra 2 does not support these boot options, you might have to upgrade the firmware (http://sunsolve.sun.com/.

Comments or corrections are welcome at anthonyv@brainlink.com. Special thanks to Jake Burkholder for his input.



Author maintains all copyrights on this article.